среда, 11 ноября 2015 г.

Проблема с выполнением упражнений

 

Для моих пациентов движение - это лечение номер один. Движение - это то, что наиболее значимо в нашей жизни. Основным способом терапии при любой травме, будь то растяжение связок или боль в пояснице, будет движение. Но есть одна большая проблема со всеми упражнениями, рекомендуемыми мной: их выполнение.

Не важно, насколько эффективно упражнение, если оно не выполняется.

Известно, что упражнения уменьшают боль (1). Известно, что в долгосрочной перспективе, не так важен тип упражнений, которые мы назначаем для стабилизации (2). Мы знаем, что упражнения в целом, положительно влияют на наше здоровье и самочувствие (3). И известно также, что большинство людей не делает достаточное количество упражнений, вследствие чего развивается множество хронических состояний (4).
Каждый раз, на пути к выполнению домашних упражнений встает множество барьеров: боль, страх, усталость, отсутствие времени, негативный опыт, отсутствие условий (5). И это несмотря на то, что упражнения принесут гарантированный результат. 

Почему некоторые пациенты не выполняют упражнения?

Самая частая отговорка - недостаток времени. Подобный ответ может считаться оправданным, если бы мы назначали большое количество упражнений, например, по 50-60 минут, 2-3 раза в день. В современных условиях жизни подобные требования являются мало реалистичными. Зачастую же на дом назначаются 2-3 упражнения, на которые пациент потратит 15-20 минут в день максимум, но и в этом случае есть возможность услышать подобную отговорку. 

Разница в восприятии. Почему так происходит?

Тридцать минут в день несколько раз в неделю - это не такое уж большое дело. А может пациенты просто ленятся, прикрываясь нехваткой времени?
Такое весьма вероятно. Это может быть связано с изменениями, происходящими с личностью пациента. О подобных изменениях личности и прочих причинах, происходящих с пациентами, говорится в ЭТОМ (6) исследовании. 

Когда возникает боль, мы перестаем чувствовать себя здоровыми, силы таят на глазах, теряется прежняя независимость, энергия, свобода движения. Возможно, пациенту кажется странным тратить свое драгоценное время на подобное. Может быть он не делает упражнений, так как не почувствовал результатов сразу. А возможно он думает, что это не правильный способ лечения, и ему следует лежать на столе, в то время как «специалист» будет «лечить» его руками. Бывает, что у пациента возникает отторжение к терапии и специалисту потому, что не удается достичь «мгновенных» результатов.

При работе с пациентами только от вас зависит, будет ли он следовать рекомендациям или нет.

По моему мнению, следует очень внимательно следить за тем, что и как вы говорите во время работы;

не следует применять формулировки, которые будут стимулировать страх и избегание физической активности. Не следует говорить пациенту что у него: «спина 80-ти летнего», «смещение позвонков и диска», «нельзя наклоняться, иначе грыжа «пережмет» спинной мозг», «ставим позвонки на место». Не стоит усиливать в пациенте ощущение беспомощности и болезни.

Вместо этого сконцентрируйте внимание пациента на его сильных сторонах. Объясните ему, что его положение не так печально, как могло бы показаться. Расскажите, что с ним происходит и почему ему следует выполнять упражнения. Если вы имеете дело с хроническим состоянием, стоит объяснить пациенту, почему его проблема не может быть решена быстро.

Кто виноват и что делать?

Приходится признать, что зачастую пациент не виноват в том, что он не выполняет упражнения. В большинстве случаев вина лежит на нас, она заключается в нашей неспособности правильно мотивировать и обучить пациента, а также подобрать те упражнения, которые он будет выполнять.
Известно, что научить кого-то чему-то - это отдельное умение. Знания о двигательном обучении, объяснение процессов боли и мотивирующее общение должны быть частью вашей каждодневной практики.
Объясняйте пациенту важность эффекта этих упражнений для их здоровья и самочувствия. Подберите такие упражнения, которые будут легко выполнимы. Самостоятельные упражнения не должны отнимать много времени. Упражнения должны быть легко выполнимы и понятны. Они должны давать такой объем нагрузки, который необходим в данный момент.
Будьте креативны, доброжелательны и убедительны, и тогда ваши пациенты всегда будут выполнять домашнее задание. 
1. J Pain. 2012 Dec;13(12):1139-50. doi: 10.1016/j.jpain.2012.09.006. Epub 2012 Nov 8.
A meta-analytic review of the hypoalgesic effects of exercise. Naugle KM1, Fillingim RB, Riley JL 3rd.
2. BMC Musculoskelet Disord. 2014 Dec 9;15:416. doi: 10.1186/1471-2474-15-416.
An update of stabilisation exercises for low back pain: a systematic review with meta-analysis.
Smith BE1, Littlewood C, May S.
3. Exercise and well-being: a review of mental and physical health benefits associated with physical activity Penedo, Frank Ja; Dahn, Jason Ra,b
4. Lack of Exercise Is a Major Cause of Chronic Diseases Frank W. Booth1, Christian K. Roberts2, Matthew J. Laye3 Published Online: 1 APR 2012 DOI: 10.1002/cphy.c110025
5. Perceived exercise barriers, enablers, and benefits among exercising and nonexercising adults with arthritis: Results from a qualitative study Sara Wilcox1,*, Cheryl Der Ananian1, Jill Abbott2, JoEllen Vrazel1, Cornelia Ramsey1, Patricia A. Sharpe1 andTeresa Brady3
Article first published online: 27 JUL 2006 DOI: 10.1002/art.22098
6. Disabil Rehabil. 2005 Jun 3;27(11):625-36.
Managing time: an interpretative phenomenological analysis of patients' and physiotherapists' perceptions of adherence to therapeutic exercise for low back pain.
Dean SG1, Smith JA, Payne S, Weinman J.

Комментариев нет:

Отправить комментарий