четверг, 23 февраля 2017 г.

Жим стоя: каким он был?

 

          Поводом для публикации данного текста послужила дискуссия, завязавшаяся на старом форуме Мовлади. На этом форуме я написал, что

"...постоянное и, что хуже всего, молниеносное переламывание в пояснице (у крутых жимовиков типа Боссе Юханссона спина переламывалась в пояснице практически под прямым углом) рано или поздно приводило к травмам позвоночника."
          У меня тут же появился оппонент, некто Василий Помелов из США, который сообщил следующее:

          "Уважаемый Составитель, при правильной технике жима стоя никакого "молниеносного переламывания в пояснице" не происходило, а то, что это "рано или поздно приводило к травмам позвоночника" — просто необоснованные "страшилки". Посмотрите видео или фото лучших жимовиков-технарей, например, В.Алексеева."
          На это я возразил:

          "Уважаемый Василий, своими словами
    "...при правильной технике жима стоя никакого "молниеносного переламывания в пояснице" не происходило, а то, что это "рано или поздно приводило к травмам позвоночника" — просто необоснованные "страшилки""
Вы фактически пытаетесь оспорить общеизвестные и очевидные вещи (как их называет Власов, "фуксы") — из-за которых,собственно, жим и был отменён. Так что я, в свою очередь, рекомендую Вам посмотреть на кинограмму жима известного шведского штангиста (и, судя по всему, мастера "фуксов"), соперника Д.Ригерта, Бу Юханссона. Посмотреть на него можно в известной книге Романа и Шакирзянова "Жим. Рывок. Толчок".Убедитесь: Юханссон переламывается в пояснице именно под прямым углом при полностью выпрямленных ногах. Проделывать такое на помосте правилами было запрещено, то бишь "фукс" этот надо было производить очень быстро, чтобы судьи (или зрители) не успели понять, что произошло. Да и то, что под конец своего существования жим стал практически темповым упражнением — тоже общеизвестно."
          Василий ответил мне:

          "Уважаемый Составитель, я не пытаюсь оспорить причины, из-за которых жим был отменен — это и в самом деле превращение его в темповое движение. Повторяю: я оспаривал явление, которое Вы описали как "молниеносное переламывание в пояснице". Его в жиме никогда не было. Некоторые атлеты действительно прогибали спину довольно сильно, но не все и не самые техничные. Но какое это имеет отношение к молниеносному переламыванию в пояснице? А судьи всё-таки профессионалы, и рассчитывать на то, что они не успеют понять, что происходит на помосте, вряд ли приходило кому-либо в голову."
          Мой ответ был таким:

          "Уважаемый Василий, Вы категорически неправы. Магистральный путь повышения результатов в жиме — это "фуксы" (сие касается, понятно, не только жима стоя, но и жима лёжа), и одним из этих "фуксов" было как раз "молниеносное переламывание в пояснице". А своим утверждением
    "...судьи всё-таки профессионалы, и рассчитывать на то, что они не успеют понять, что происходит на помосте, вряд ли приходило кому-либо в голову"
Вы излишне идеализируете судейский корпус. Если все атлеты тренировали "фуксы", то, значит, они как раз на что-то надеялись, и эти надежды не были беспочвенными. Многие представители "старой гвардии" и в самом деле никак не могли взять в толк, что же такое вытворяет "молодая поросль" — особенно поначалу, когда "фуксы" были новым и нечастым явлением. Потом-то, конечно, на смену искреннему непониманию пришли другие факторы зачёта "грязного" жима. 
          Кстати, молниеносность переламывания в пояснице была необходима не только для "втирания очков" судьям и публике. Переламывание в пояснице — это ведь не что иное, как уход под штангу. А не молниеносный уход в тяжёлой атлетике — неэффективен. Штанга просто догоняет того, кто не резко уходит. По свидетельствам очевидцев, перед отменой жима на помосте частенько можно было наблюдать такую ситуацию: штанга шла вниз, а руки атлета, тем не менее, разгибались. То есть атлет отклонялся назад, переламывался в пояснице очень быстро, дабы опередить штангу (и потом, естественно, быстро выпрямлялся, чтобы не вызывать нареканий)."
          Василий на это заметил:

          "Уважаемый Составитель, позвольте мне в таком случае описать ту технику жима, которую в конце 60-х и начале 70-х годовамериканцы называли "русским жимом". Я опущу взятие на грудь и начну сразу с положения готовности к началу жима.           Для того чтобы принять правильное положение, нужно было, как говорили тренеры того времени, "обтянуться" — а это означало ссутулить спину, выдвинуть вперёд плечи, руки со сведёнными как можно ближе к друг другу локтями положить трицепсами на рёбра, поджать под себя таз и сильно сжать вместе ягодицы. Ноги при этом должны были оставаться свободными в коленях, ни в коем случае не зажатыми. (Жим стоя был в тяжёлой атлетике единственным движением, где спину нужно было не прогибать, а сутулить. Именно это и позволяло снять нагрузку с поясницы и распределить её равномерно по всему телу.)
          Затем следовал кач вверх и, когда штанга шла вверх, атлет отталкивался от неё руками и принимал практически то же положение, что и на старте — только возможность упираться в штангу руками позволяла атлету уйти в ещё более низкое положение, чем на старте. В уходе нужно было следить за тем, чтобы таз продвигался вперёд, и не позволять плечам откидываться назад. Затем атлет выпрямлялся и ждал сигнала "опустить". Внешне уход выглядел устрашающим для зрителей, но вреда атлету не приносил. 
          Темповым движением жим стал именно из-за этого самого "кача" туловищем, а переламывания поясницы не происходило из-заособенного положения туловища, которое, в принципе, не менялось, а менялась только степень его изгиба. Конечно, у каждого атлета были свои вариации и особенности, но суть именно такова."
          Я возразил:

          "Уважаемый Василий, Вы совершенно напрасно упорствуете. Вы вынуждаете меня потратить время на сканирование и помещение в сеть копий кинограмм жима стоя из упоминавшейся книги Романа и Шакирзянова "Жим. Рывок. Толчок".          Я постараюсь скопировать кинограммы жима Е.Смирнова, И.Пумпуриньша, И.Фёльди, М.Зелинского, В.Башановского, В.Куренцова, К.Арнольда, Н.Хорошаева, Н.Озимека, К.Кангасниеми, Я.Тальтса и, естественно, Б.Юханссона.
          Тогда на достаточном количестве наглядных примеров можно будет сделать выводы: какова была основная тенденция "совершенствования" техники жима, "принимал" ли атлет "практически то же положение, что и на старте" и правы ли Вы были, когда написали, что

    "...переламывания поясницы не происходило из-за особенного положения туловища, которое, в принципе, не менялось, а менялась только степень его изгиба."
          Вот увидите: при сохранении сутулости в грудном отделе туловище переламывалось в пояснице сильнейшим образом. 
          Кстати, почему уход, описанный Вами как столь безобидный, не приносящий атлету вреда (отчего тогда специалисты с облегчением отмечали резкое уменьшение количества травм поясницы после отмены жима?), всё же "выглядел устрашающим для зрителей"? Может, он всё-таки и реально был устрашающим, устрашающе низким?"
          На что мне пришёл ответ:

          "Вы, уважаемый Составитель, совершенно напрасно "спорите о вкусе устриц с теми, кто их ел". Я вижу, что то, что я написал в своём сообщении, для Вас — пустой звук. Ну, это ничего. Поскольку техника жима — равно как и любого другого тяжелоатлетического движения — непроста, то путём всего лишь просмотра кинограмм Вы вряд ли сможете понять его тонкости. Может быть, Вы, как и описанные Вами судьи, смотрите на жим и не понимаете, что происходит?          Я не отрицаю наличие травм при жиме — как, впрочем, и при любом другом движении, но утверждаю ещё раз: травмы являются результатом, в основном, погрешностей в технике. И не стоит пугать людей "страшилками" о жиме. Не таким уж он был и страшным."



          Итак, вот они, обещанные кинограммы (для получения представления о правоте спорящих сторон читателям можно попробовать повторить какой-нибудьиз приведённых прогибов поясницы хотя бы без штанги — а у сфотографированных атлетов, обращаю внимание, штанги в руках весили до двухсот и, возможно, более килограммов).
Кинограмма жима Е.Смирнова

Кинограмма жима К.Пумпуриньша

Кинограмма жима И.Фёльди

Кинограмма жима В.Башановского

Кинограмма жима В.Куренцова

Кинограмма жима Б.Селицкого

Кинограмма жима К.Арнольда

Кинограмма жима Н.Хорошаева

Кинограмма жима К.Кангасниеми

Кинограмма жима Я.Тальтса

Кинограмма жима М.Зелинского

Кинограмма жима Б.Юханссона

Максимальное отклонение у Б.Юханссона

          Теперь пришла пора разбирательств. Сначала нужно разобраться с моим изначальным утверждением насчёт "молниеносного переламывания в пояснице". В своей книге "Жим. Рывок. Толчок" Роман и Шакирзянов, к сожалению, нигде не привели данных о времени выполнения жима от груди. С другой стороны, они многократно написали, что жим у того или иного атлета носит "скоростно-силовой" или даже "скоростной" (это о В.Куренцове) характер. Но понятие "жим", жим вообще для разрешения нашего спора тут не подходит: мой оппонент Василий Помелов настаивает на том, что определение жима как скоростного, темпового движения касается только его разгонной стороны — как это имеет место, например, в отношении толчка и рывка, где собственно темповыми элементами являются разгоны и уходы, а не вставания из подседов. Но в одном месте своей книги Роман и Шакирзянов всё же написали нужные слова. Вот они:

          "Я.Тальтс поднимает штангу на 54 см. Траектория её движения строго вертикальна. Жим штанги от груди носит темповый характер."
          "Жим штанги от груди" — это вполне достаточное уточнение: тут речь идёт уже точно не о быстром срыве, не о хорошем предварительном разгоне, а о собственно подъёме от груди. И выполнялся сей подъём от груди штангистом Тальтсом — быстро, темпово (а значит, темповым был и одновременный уход под штангу). Правда, в момент этого темпового подъёма Яан Тальтс успевал переламываться в пояснице всё же не до такой степени, как Боссе Юханссон или Мариан Зелинский — но поясничный и крестцовый отделы его позвоночника образовывали угол всё же не меньший, чем 100-110°.
Максимальное отклонение корпуса у Тальтса

          Теперь можно вспомнить о том, насколько согласуется с реальностью утверждение моего оппонента, Василия Помелова, "переламывания поясницы не происходило из-за особенного положения туловища". Как можно видеть на большом числе примеров, переламывание в пояснице всё-таки происходило, да ещё какое.
          Замечание Василия Помелова

          "Некоторые атлеты действительно прогибали спину довольно сильно, но не все и не самые техничные"
тоже не кажется мне справедливым. Прогибание спины, переламывание в пояснице — это и есть элемент техники, это полный аналог таких техничных действий, как уходы в широкие и достаточно глубокие "ножницы" при толчке от груди или в низкий сед при рывке. Страдающими дефицитом техники, полагающимися на одну лишь голую силу рук следует признать как раз тех атлетов, которые не переламывались в пояснице, не облегчали себе подъём штанги. Конечно, амплитудное откидывание корпуса назад, переламывание в пояснице было запрещёно правилами, оно было нелегальным, фокусническим движением, его и сгибание ног при срыве называли "фуксами" — но тем не менее всё это (за исключением сгибания ног) было настоящей техникой по самому смыслу данного слова (техника — это эффективный, облегчающий достижение результата приём). (О том, что "фуксы" в жиме были действительно эффективной техникой, может свидетельствовать следующий красноречивый пример. Результаты Яана Тальтса от одной Олимпиады до другой возросли так: рывок — на 15 кг (со 150 кг до 165 кг),толчок — на 7,5 кг (со 197,5 кг до 205 кг), а жим — аж на целых 50 кг (со 160 кгдо 210 кг). Понятно, что Тальтс был далеко не одинок в своих достижениях: примерно столь же значительный "фуксовый" рост результатов в жиме имел место почти у всех тогдашних тяжелоатлетов.)
Сравнение жимов Ломакина (1960 год) и Эль Туни (1930-1940-е годы)
Сравнение жимов Трофима Ломакина (1960 год) и Кхадра эль Туни (1930-1940-е годы)

          Придётся вспомнить и вот это замечание Василия Помелова:

          "Уважаемый Составитель, при правильной технике жима стоя никакого "молниеносного переламывания в пояснице" не происходило, а то, что это "рано или поздно приводило к травмам позвоночника" — просто необоснованные "страшилки". Посмотрите видео или фото лучших жимовиков-технарей, например, В.Алексеева."
          Как же в реальности жал рекордсмен всех времён и народов, переламывался или не переламывался он в пояснице? Смотрю фото этого "жимовика-технаря" — и, по-моему, у его поясницы имеет место перелом в районе 100°:
Жим В.Алексеева

          Как я сейчас вижу, к словам моего оппонента Василия Помелова

          "...атлет отталкивался от неё руками и принимал практически то же положение, что и на старте"
я придрался зря, поскольку Василий, скорее всего, имел в виду не конечное, а лишь промежуточное положение ухода.
          Не стоит мне, видимо, пытаться опровергнуть и следующее утверждение моего оппонента:

          "Жим стоя был в тяжёлой атлетике единственным движением, где спину нужно было не прогибать, а сутулить. Именно это и позволяло снять нагрузку с поясницы и распределить её равномерно по всему телу."
          Здесь, очень возможно, в виду имелось только стартовое положение. При амплитудном же переламывании назад от огромных нагрузок на поясничные позвонки не спасало, конечно, никакое ссутуливание.
          Остаётся ещё, видимо, обратить внимание читателей на те кадры, которыми можно проиллюстрировать моё утверждение

          "По свидетельствам очевидцев, перед отменой жима на помосте частенько можно было наблюдать такую ситуацию: штанга шла вниз, а руки атлета, тем не менее, разгибались."
          Вот они (кинограмма жима М.Зелинского):
Противоход рук и штанги у Зелинского

          Наша с Василием дискуссия имела следующее завершение.

          "Уважаемый Составитель, извините за то, что я не сразу ответил на одно из Ваших сообщений: оно попалось мне на глаза только сейчас.          Напомню содержание этого Вашего сообщения:

              "Уважаемый Василий, Вы, как я вижу, всё-таки согласны с тем, что под конец своего существования жим стоя стал темповым движением. Но в то же время Вы не согласны с тем, что один из элементов этого движения, а именно переламывание в пояснице, был мгновенным, то есть, по идее, тоже темповым.          Как Вы можете объяснить данную странную ситуацию: внутри в целом темпового, быстрого движения имела место нетемповая, замедленная фаза?"
          Уважаемый Составитель, я не согласен вовсе не с "темповостью" ухода, а со словами "мгновенное переламывание". Дело тут вот в чём.
          1. Характеристики "мгновенный" или "молниеносный" по всем канонам русского языка больше всего подходят для описания ухода в таком тяжелоатлетическом движении, как толчок от груди — но никак не для описания ухода в жиме. В отличие от толчка, где после окончания посыла атлет переходит в состоянии принудительного падения и отрывает ноги от помоста, на всём протяжении жимового движения атлет продолжает опираться на полную ступню. Кроме того, сильно прогнутое в конце выжимания тело не может обеспечить столь же жёсткого, а значит, быстрого торможения, как расставленные в "ножницы" ноги при завершении толчка от груди. Поэтому для описания ухода в жиме, повторяю, правильнее будет употреблять всё-таки термины "быстрый" или "темповый", но никак не "мгновенный" или "молниеносный".
          2. Термины "перелом" или "переламывание" подразумевают значительный угол между пересекающимися линиями. Но при жимовом уходе в реальности происходит вовсе не переламывание, а лишь прогибание спины в форме дуги — иногда очень крутой, но всё-таки дуги. Непосвящённого зрителя может ужаснуть действительно довольно впечатляющий вид угла между развитыми мыщцами ягодиц и спины штангиста, но к реальному переламыванию, то есть к началу травматического перелома позвоночника это не имеет никакого отношения — позвоночник при жимовом уходе находится в достаточно равномерно прогнутом, "дугообразном" в поясничной области состоянии."
          На это я ответил так:

          "Уважаемый Василий, я полностью согласен с последними Вашими возражениями: да, первоначально употреблённые мной слова всё-таки, пожалуй, не совсем подходят для описания ухода в жиме; предложенные Вами слова "быстрый" или "скоростной" подходят тут лучше, то есть с терминами "мгновенный" и "молниеносный" я действительно перегнул палку. Равным образом, я прекрасно понимаю, что видимый перелом атлета в пояснице в реальности не столь крут и страшен, как кажется на первый взгляд (хотя всё же достаточно опасен: перед своей отменой жим был существенно травматичнее рывка и толчка).          Очень хорошо, что мы с Вами после долгого спора наконец-товыяснили реальную меру наших разногласий — которые оказались не столь уж и значительными. (Впрочем, если у нас с Вами не произошёл бы этот спор, то я, скорее всего, так никогда и не нашёл бы времени на то, чтобы отсканировать и выложить в интернет весьма, на мой взгляд, интересные кинограммы лучших жимовиков мира.)"


          P.S. Я, оказывается, отнюдь не первый, кто назвал быстрый жим "молниеносным". Вот фотографии толчков от груди нашего Трофима Ломакина и американца Джима Джорджа из старого американского же журнала "Сила и здоровье":
Толчки Трофима Ломакина и Джима Джорджа
          В подписи к фотографии Джима Джорджа сообщается:
          "If you use a lay-back style for the Press, like JIM GEORGE, the fault is often communicated to the overhead Jerk. George presses with lightning speed and a heavy lay-back. Here he is in lay-back position in his Jerk with 363 and just barely succeeding. A good way to correct this fault is to make repetition Jerks from the back of the neck in training".
          Это можно перевести так:
          "Если использовать в жиме стоя сильное отклонение корпуса, как Джим Джордж, то эта техническая ошибка часто передаётся толчку от груди. Джордж жмёт со скоростью молнии и с сильным отклонением назад. При толчке 165 кгДжордж тоже сильно отклонил корпус назад и с трудом достиг успеха. Хорошим способом исправить такую ошибку являются повторы на тренировках толчков из-за головы".
          "Джордж жмёт со скоростью молнии". Значит, жим у Дж.Джорджа "молниеносный".

Комментариев нет:

Отправить комментарий