суббота, 7 апреля 2018 г.

В ПОИСКАХ ЧУДО-ДОКТОРА

 

Наталья Резник.
На сайте The Sports Physio размещена статья Пола Вествуда (Paul Westwood), физиотерапевта и тренера, работающего с триатлонистами высокого уровня. Проблемы элитного спорта знакомы ему не понаслышке. 
Многие  атлеты, чтобы вылечить травмы и улучшить свои результаты, обращаются к физиотерапевтам. При этом они нередко ожидают чуда, но могут ли врачи его сотворить?

Всем спортсменам для достижения наилучших результатов нужна профессиональная помощь и поддержка.
Травмированные  атлеты, по мнению Вествуда, часто ведут себя как персонажи книги Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», которая нам больше известна по чудесной интерпретации Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города".  Страшиле нужны были мозги, Железному Дровосеку — сердце, Трусливому Льву — смелость, а Элли хотела вернуться домой. Это вполне реальные и серьезные проблемы, но для их решения герои сказки полагались исключительно  на волшебника, а не на собственные силы.
Мы в город Изумрудный идем дорого й трудной.jpg

Герои сказки «Волшебник Изумрудного города» думают, что только великий Гудвин может им помочь. На самом деле, они добились всего своими силами, без всякого волшебства.
Современные прагматики точно знают, что волшебников не бывает, зато есть физиотерапевты, специалисты в области хиропрактики (мануальная терапия + физические упражнения + правильный образ жизни), костоправы, спортивные врачи, хилеры и другие специалисты.
Поиск лучшего специалиста или метода реабилитации вполне естественен,  однако травмированные атлеты часто впадают  в панику, начинают искать чудо-средство и, поскольку спрос рождает предложение, становятся жертвами обмана (или добросовестного заблуждения), причем со стороны тех, кому склонны доверять — физиотерапевтов и тренеров команды.  Пол Вествуд повидал многих гудвинов от спортивной медицины и составил список признаков, по которым их можно опознать.

ДЕСЯТЬ ПРИЗНАКОВ ЧУДО-ДОКТОРА 

1. Волшебник предлагает чрезвычайно сложную, нелепую и невыполнимую программу реабилитации. Если атлету после этого становится лучше, то исключительно благодаря этой программе. Если нет — сам виноват: не справился с трудностями или что-то перепутал.
2. Его инструкции неудобоваримы. Вместо того, чтобы посоветовать 10—20 минут бегать, переходя при необходимости на шаг, он прописывает 2,5 минуты бега, затем полминуты ходьбы, потом бег 2 мин 45 секунд в другом темпе, 15 секунд ходьбы, бег 2,5 минуты другим аллюром, полминуты ходьбы и т.д.
3. Его указания написаны языком, который никто понять не может. Но это ваши проблемы, если вы не знакомы с терминологией и сокровенными понятиями физиотерапии.
4. Чудо-врач старается произвести впечатление на спортсмена, заставляя его тренироваться чуть ли не беспрерывно, используя самые разнообразные техники. В выходные он может быстренько написать еще одну реабилитационную методику, которую с утра в понедельник обрушит  на беззащитную жертву  - спортсмена. Новый сертификат в рамочке уже будет висеть над массажной кушеткой.
5. Он говорит без умолку, не оставляя собеседнику ни одного шанса задуматься, задать вопрос или усомниться в его знаниях.  Он любит производить впечатление своими анатомическими «ноу-хау» и связанностью речи, а также  спортивными достижениями (бегал на 10 км) и методами, которыми этого добился.
6. С обычными спортсменами врач обращается как с элитой, советует им заниматься  йогой,  делать массаж пенным роллером или принимать ванну со льдом, потому что так поступают все атлеты мирового уровня.
7. Все предлагаемые им планы реабилитации — это индивидуальные планы, аналогов которым нет. На самом деле, это вполне традиционный комплекс, к которому добавлена пара—тройка необычных упражнений, создающих иллюзию исключительности.
8. Для реабилитации чудо-врач использует механизмы космической сложности, которые чем-то звенят и мигают. Сам он ходит в зеленой хирургической пижаме или белой хламиде — это одеяние повышает эффективность работы его устройств. 
9. Его услуги стоят ДОРОГО. Тут как в живописи: никому и в голову не придет, что дешевая картинка может быть хорошей.
10. Этот специалист собирает столько положительных отзывов знаменитых спортсменов, сколько сможет получить. Но следует иметь в виду: большинству атлетов безразлично, кого они похвалили … пока им не придется самим за это платить.
Пол Вествуд рассказал историю о бегуне с растяжением голени, который восхищался своим физиотерапевтическим Гудвином,  вернувшим ему способность бегать. Лечение состояло из акупунктуры и массажа мягких тканей, чтобы избавиться от «узлов», плюс растяжка и упражнения с пенным роликом, при этом никакого бега. Спустя четыре месяца боль прошла — отлично! Однако спустя год спортсмен все еще занимался только на электрической беговой дорожке и боялся, что его голень вновь даст о себе знать. Он приобрел нездоровое пристрастие к растяжке и пенному ролику и заводил речь об операции. И при этом был уверен, что его физиотерапевт сотворил чудо.
Беседуя с триатлонистами мирового уровня, Вествуд отмечает, что многие из них тревожны, не уверены в себе, напряжены. Большой спорт порождает большие стрессы, их можно снимать по-разному, но лучший результат, по мнению Вествуда, дает запатентованная им технология «Не выпить ли нам кофе».
Неужто все элитные спортивные медики плохи?
Многие атлеты с пеной у рта доказывают, что их физиотерапевт помогает им оставаться в прекрасной спортивной форме и показывать великолепные результаты. Но в будущем их нередко ожидают хронические боли. Спортсмен при правильном руководстве восстановится после травмы, но порой врачи непреднамеренно создают вокруг атлета эмоциональное и психологическое давление, которое он будет ощущать всю оставшуюся жизнь.
В этом повинны многие известные спортивные терапевты, к которым Пол Вествуд причисляет и себя. Элитные спортсмены, которых направляют к ним для обследования, как правило, здоровы, но врач чувствует, что не выполнил работу, если ничего у подопечного не обнаружил. Вествуд находил проблемы даже у игроков в боулинг на лужайке.  Со временем, однако, он перестал сообщать спортсменам, что у них плоскостопие или лопатка неправильной формой, что они преступно пренебрегают ежедневной растяжкой и пенным роликом, не могут неподвижно стоять на одной ноге с закрытыми глазами (а кто может?!), и все это непременно приведет к травме. В общем, не нужно создавать у спортсменов чувства неполноценности.
Не следует внушать здоровому атлету, что он все делает неправильно и никогда не добьется высоких результатов.  Для начала его следует похвалить, даже если он не вполне этого заслуживает.
Постоянный поиск проблем может привести к тому, что спортсмены станут излишне мнительными. Нормальные физиологические изменения, даже боль, неизбежную при тренировках, они воспринимают как непорядок и проваливаются в реабилитационную яму.
Понятие о боли в спорте плохо разработано. Любая боль ассоциируется с травмой или неблагоприятной ситуацией. Ее не принято перемогать, ее полагается лечить. Лучшие тренеры знают, что эффективность спортсмена зависит не только от его физических кондиций, но и от личности, которая заставляет эти мышцы работать. Между тем, многие спортивные терапевты все еще сводят успех исключительно к физическому состоянию.
Что должны делать спортивные физиотерапевты?
Спортивный терапевт должен следить, чтобы его подопечные тренировались в соответствии с инструкциями своего тренера. Но у них почти ежедневно что-то болит и ноет, и это вызывает у терапевта стресс. Однако он должен что-то сделать с этой болью.
Чаще всего атлету нужно объяснить, что его боль — естественное следствие тренировок.  При необходимости терапевт может посоветовать снизить нагрузку, но решать такие вопросы нужно с тренером. Самодеятельность пользы никому не принесет. Терапевт должен помочь спортсмену правильно тренироваться и достигать высоких результатов. Он должен честно отвечать на вопросы спортсмена: есть ли у него повод для беспокойства,  не навредит ли он себе, что будет, если продолжать тренировку, и когда наконец перестанет болеть?
Пол Вествуд пишет, что сам он в таких случаях почти не использует разные вспомогательные успокаивающие средства (иглы, лед, кинезиотейпинг),  большего эффекта он добивается, положив руки на больное место и уверив страдальца, что все в порядке и не так больно, как кажется.
Кто потворствует спортсменам, потворствует боли.
Высококлассные терапевты стараются произвести впечатление на известных спортсменов. Если они жалуются на что-то, им нужно помочь, причем немедленно. Если у них болит, им обеспечивают интенсивную физиотерапию. Если боль не проходит, терапия становится еще более интенсивной. По любому поводу назначают МРТ, инъекции стероидов, артроскопию — да что угодно, лишь бы клиент был доволен.
Как медики, спортивные терапевты должны руководствоваться клинической целесообразностью. Избавлять спортсмена от боли по первому запросу — все равно, что давать ребенку шоколадку каждый раз, когда он заплачет.  Атлет жаждет внимания и получает его, не только поднимаясь на пьедестал, но выписываясь из госпиталя после очередной операции.  Между тем, для достижения высоких результатов боль иногда необходимо преодолеть.
Врач может предложить спортсмену множество отвлекающих средств: пищевые добавки, растяжку, занятия в тренажерном зале, медитацию, концентрацию, пилатес, йогу, к-тейпинг, колючие шарики, мышечные стимуляторы, ледяные ванны, горячие ванны, кокосовое масло, змеиный жир, пчелиный яд. Этот список можно продолжать бесконечно. Однако все эти занятия существенно не улучшают спортивные результаты, а времени и сил забирают много. Первое место в графике спортсмена должна занимать тренировка, затем разумное использование датчиков контроля, поддержание мобильности, затем еда, потом сон.  Опасайтесь добавить в этот перечень лишний стрессор. Спортсмену полезно расслабиться, он может выпить стакан вина, посидеть на колючем шаре или сходить на массаж, но лучше, чтобы эти занятия не нарушали основной распорядок. 
Будьте стоиками!
Если спортсмен получил травму за три недели до решающих соревнований, не стоит паниковать ни ему, ни врачу. Не надо тратить силы на потенциально вредные вмешательства.  Смиритесь с тем, что в жизни случаются неприятности, успокойте спортсмена, и если он не искалечен, объясните, что боль и воспаление в таких ситуациях естественны. Врач будет лечить пациента, и он будет поправляться. Но во время лечения нельзя полностью отказываться от нагрузок, и тогда восстановление пройдет успешно и без осложнений.
Врач должен объяснить пациенту, что тренировки нельзя прекращать, хотя нагрузки, видимо, придется снизить, иначе регресс неминуем. Атлет, который несколько месяцев занят только тем, что втыкает в себя иглы, балансирует на шаре и выполняет бесконечные растяжки, неизбежно утратит форму. Спортивный терапевт обязан проследить, что его подопечные ведут себя правильно.
Дым и зеркала
Путешествие в Изумрудный город завершилось благополучно. Оказалось, что Лев всегда был смелым, Страшила — мудрым, а в груди Железного Дровосека билось доброе сердце.  Волшебник им не помог, чтобы желания исполнились,  им самим пришлось преодолеть множество суровых испытаний.
Спортсменам нужно постоянно показывать, на что они способны. Это полезнее, чем рассказывать им о том, что вредно. Работая, тренируясь, преодолевая боль, они поверят в себя. За дымом и зеркалами волшебной физиотерапии обычно скрывается «чудо-врач».  И обычным физиотерапевтам лучше не обольщаться этими миражами, а доверять своим знаниям, опыту и вере в способности спортсменов. Пол Вествуд достигает наилучших результатов, просто внимательно слушая своих пациентов и беседуя с ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий